Михаил Борзенков, АМП Дамол: «Выпуская молочные новинки, ищем нестандартные решения»
Потребительские предпочтения на мировом молочном рынке стремительно меняются, и этот процесс не мог не затронуть и отечественную отрасль. Чтобы оставаться интересными для потребителя, российским молочным компаниям приходится постоянно совершенствоваться. Причем, это касается не только упаковки и продвижения, но и, конечно, создания продуктовых новинок под запросы разных категорий покупателей. О том, как соблюсти баланс между традициями и инновациями, Milknews.ru поговорил с руководителем отдела новых разработок АМП "Дамол" Михаилом Борзенковым.
- Расскажите, пожалуйста, о новых разработках, внедряемых на предприятиях ассоциации.
- «Дамол» объединяет несколько производственных площадок в разных регионах России. Каждый завод мониторит свой рынок, пытаясь понять, что интересно его потребителям сегодня, что будет им нужно завтра. Это непростой процесс. Потребительские предпочтения меняются очень быстро как в целом по стране, так и в различных регионах. И жителям, например, Дальнего Востока с его достаточно консервативной культурой молочного потребления редко интересны новинки, которые становятся хитами продаж, допустим, в Москве. Каждый из заводов «Дамола» ищет свою нишу, свои вкусы.
Мы с большим интересом отслеживаем запросы молодых потребителей, для них выпускаем функциональные продукты. Это, например, биойогурты «Биактив» производства тольяттинского завода «Волга Индустрия», биомороженое с пробиотиками этой же марки, выпускаемое новосибирской фабрикой «Купинское мороженое». Это недавние новинки Пестравского маслозавода – фруктовые йогурты и ряженки «Пестравка» с оригинальными вкусами и пониженным процентом жирности. Из недавних разработок стоит упомянуть выпуск молока «Пестравка» в двухлитровых бутылках, отвечающих потребительскому запросу на удобную упаковку семейного формата. В следующем году Пестравский завод готовится вывести на рынок натуральные молочные продукты для детей. До конца года на предприятие придет оборудование, предназначенное для их розлива. О необходимости расширения линейки «Пестравки» детскими продуктами еще год назад говорили руководители завода и губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. Спрос на такую продукцию будет: в Поволжье любят бренд и доверяют качеству его продуктов. Изучаем и тему национальных напитков. Думаем, ищем интересные рецепты, сочетания вкусов, нестандартные решения. Не буду раскрывать все наши задумки. Боюсь, меня не поймут маркетологи и коммерсанты, если сейчас расскажу обо всех разработках технологов.
- Сегодня многие эксперты говорят, что молодежи не интересные традиционные продукты. Что вы думаете по этому поводу?
- Согласен. В большинстве случае это так. Современная молодежь склонна к экспериментам, ей интересно что-то новое, необычное, модное. Именно поэтому они все чаще выбирают коктейли, муссы и другие напитки с многокомпонентными вкусами и составами. Вообще, надо сказать, что молодежь сейчас стремится к постоянному совершенствованию, отсюда - большое количество тик-токеров, инстаграммщиков, постоянно демонстрирующих на публику свои достижения. Хотя, несомненно, и среди молодежи есть приверженцы классических вкусов, но в основном все же это экспериментаторы, своего рода новаторы. Поэтому считаю перспективным выпускать для данной аудитории функциональные напитки, коктейли, гелевые муссы с полезными для здоровья составляющими. Им понравится, они оценят. И родителям дадут попробовать.
- У каких продуктов сегодня наибольшие перспективы?
- Сейчас много говорят о напитках на немолочной основе, так называемых растительных аналогах. Их активно рекламируют. Я же считаю гораздо более перспективными продукты, приготовленные на основе молочной сыворотки: она легко усваивается, богата минералами, а это для современного, весьма требовательного, следящего за здоровьем потребителя крайне важно. Сывороточные функциональные напитки очень востребованы среди спортсменов, пожилых и ЗОЖников.
- Какие вкусы нравятся потребителю?
- Тут сложно ответить однозначно. Всегда есть консерваторы, которым нравятся классические вкусы продуктов, и они покупали и будут покупать только их. Обычно это моно-вкусы, лидеры среди них – клубника, вишня, яблоко, ваниль. Тут все традиционно. Тем, кто склонен к новаторству, интересны многокомпонентные вкусы со всевозможными включениями злаковых культур – это столь популярные сейчас семена киноа, чиа… Эта категория – и это в основном молодежь – с удовольствием пробует новое, стремится быть в тренде. На мой взгляд, приверженцев классики все-таки больше.
- В какие новые сегменты вы бы хотели пойти, будь у вас неограниченные возможности в сырье и финансовых вложениях?
- Мне очень интересны многофункциональные продукты, предназначенные для улучшения физического состояния человека. Это и спортивное питание, и продукты для пожилых людей. Пожалуй, самое интересное и перспективное направление, повторюсь, - продукты с глубокой переработкой молочной сыворотки. За ними будущее. В России это направление пока слабо развито, в отличие от Европы и особенно США. Будь больше времени и ресурсов, хотелось бы заняться разработкой и выпуском продуктов питания для животных. И у этого сегмента огромный потенциал и множество направлений для новаций. Люди сейчас относятся к домашним питомцам практически как к детям, стремясь сделать их рацион максимально полезным и разнообразным.
- «Дамол» участвует в запуске федерального акселератора Foodtech Russia Accelerator. Расскажите подробнее о проекте и его результатах.
- Это очень интересный и первый подобный опыт для нас. Foodtech Russia Accelerator организован компанией «YellowRockets», «Дамолом», минэкономразвития Самарской области и еще несколькими бизнес-структурами. Это интенсивная программа, дающая возможность начинающим бизнесменам напрямую предложить свои продукты топ-менеджерам корпораций-партнеров. В рамках акселератора мы ищем технологии, касающиеся производства, доставки и хранения продуктов, а также продаж и ресторанного бизнеса, чтобы свести стартапы с индустриальными партнерами, среди которых «Дамол». Для стартапов это возможность быстро запустить пилотные проекты с корпорациями, привлечь инвестиции и помочь этим корпорациям стать более технологичными. Для нас большая честь участвовать в проекте. Нам интересно помогать молодым и талантливым предпринимателям с реализацией пилотов, запуском и масштабированием продаж. Предоставляем для этого производственные площадки Ассоциации в различных регионах страны. Мы считаем фудтех очень перспективным направлением. Это самая актуальная тема на рынке стартапов сегодня. Так, по оценке платформы анализа данных по венчурному рынку Pitchbook, сервисы и технологии «вокруг еды» ежегодно привлекают инвестиции свыше $1 млрд! Российский фудтех каждый год растет на 20-30%. Объем этого рынка сейчас - $1,4 млрд. Это действительно одно из самых интенсивно развивающихся направлений бизнеса.
- Готовы ли предприятия холдинга к запуску третьего этапа обязательной маркировки молочной продукции с 1 декабря?
- Ассоциация активно включена в процесс подготовки к третьему этапу маркировки молочной продукции, стартующий с 1 декабря 2021 года. С интегратором определились еще зимой, когда остро стоял вопрос по началу маркировки сыров с 1 июня. С этим же партнером вошли и во вторую волну. Программный продукт совместно с интегратором почти полностью адаптировали на каждой из производственных площадок. Новых «сюрпризов» не ожидаем. Наши специалисты хорошо ознакомились с программой, заблаговременно проходят обучение работе в ней.
Milknews.ru, 4.10.21